Разработка ННОД с детьми на тему "эмоциональный этикет"

Эмоциональный этикет (отрицательные эмоции)

 

 

Группа – подготовительная, время – 20 минут.

 Цель – научить детей социально приемлемому способу выражения эмоций.

 Задачи:

 - Образовательные:

 1. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор: закрепить группирование эмоций на положительные и отрицательные, закрепить понятие отрицательных эмоций.

 2. Познакомить детей со способами социально приемлемого выражения эмоций через использование «стакана-кричалки», «коврика примирения».

 3. Формировать представления об эмоциональном поведении, проявлениях эмоций.

 4. Развивать связную речь: вовлекать детей в беседу со взрослым, развивать умение вести диалог – внимательно слушать вопрос и давать развернутый ответ.

 5. Развивать компоненты устной речи - расширять словарный запас детей, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных

 - Развивающие:

 1. Способствовать развитию волевого контроля над эмоциями.

 2. Развивать коммуникативные способности детей, эмоциональный интеллект.

 - Воспитательные:

 1. Продолжать воспитывать культуру поведения - воспитывать умение управлять своими эмоциями, просить прощения.

 2. Формировать представления о поведении в соответствии с эмоциональным этикетом.

 Предварительная работа: работа с таблицей чувств, знакомство с названиями эмоций, обсуждение мультфильма «Головоломка» (изучение главных героев – эмоций, их предназначения).

 Оборудование: воздушный шарик, презентация, карточки с изображениями эмоций (2 комплекта), «коврик примирения», мяч.

 Раздаточный материал: по числу детей - «стакан-кричалка», мандалы

  

Ход.

 Вводная часть.

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

 

Ответы детей: Здравствуйте.

 

Воспитатель: У меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Давайте передадим друг другу это настроение вместе с воздушным шариком (воспитатель протягивает шарик первому ребенку), назовем друг друга ласково (называет ребенка уменьшительной формой его имени, отдавая шарик).

 

Дети передают шарик по кругу, обращаясь друг к другу по имени (с ласковой интонацией или называя друг друга уменьшительно-ласкательной формой имени).

 

Воспитатель: Спасибо, ребята. Мне на почту пришло письмо от наших друзей – эмоций (Слайд 1). Знаете их? Назовите, как их зовут.

 

Ответы детей: Радость, Печаль, Брезгливость, Страх, Гнев.

 

Воспитатель: Ребята, эмоции поссорились, теперь они не могут договориться, как нужно себя вести в обществе, как можно выражать свои чувства, свое настроение, а как нет.

 

Поможем им и покажем правила эмоционального этикета?

 

Ответы детей: да!!!

 

Основная часть.

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое этикет? (Слайд 2):

 

Ответы детей: это правила поведения в группе, в обществе.

 

Воспитатель: Правильно, а хотите знать, что такое эмоциональный этикет?

 

Ответы детей: да.

 

Воспитатель: Эмоциональный этикет – это правила проявления наших эмоций в обществе. И сегодня мы расскажем нашим друзьям, как можно проявлять свои эмоции в группе, а как нет. Готовы?

 

Ответы детей: да.

 

Воспитатель: Сейчас я попрошу вас вспомнить, какие эмоции вы знаете?

 

Ответы детей: Радость, грусть, злость, страх, гнев и т.д.

 

Воспитатель: А как мы можем выражать эмоции?

 

Ответы детей: Лицом, глазами, словами, позой и т.д.

 

Воспитатель: Молодцы! Но посмотрите, все эмоции на доске перепутались, подскажите, как их можно разделить? От каких эмоций у нас хорошее настроение, а от каких плохое?

 

Ответы детей: Хорошее настроение от радости, от удовольствия. А плохое от грусти, злости, жадности.

 

Воспитатель: Давайте по очереди на доске разделим эмоции. У меня есть солнышко и тучка. Какое настроение у солнышка?

 

Ответы детей: Хорошее.

 

Воспитатель: А какое настроение у тучки?

 

Ответы детей: Плохое.

 

Воспитатель: Подходите по очереди к доске, выбирайте эмоцию и прикрепляйте ее к солнышку или тучке.

 

Дети распределяют эмоции по группам.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Те эмоции, которые мы прикрепили к солнышку, называются положительные эмоции, а те эмоции, которые мы прикрепили к тучке, называются отрицательные эмоции.

 

Воспитатель: Давайте узнаем, как хорошо вы понимаете эмоции друг друга. Подходите ко мне по очереди, я буду загадывать вам эмоцию, а вы ее показывать другим.

 

Дети по очереди демонстрируют эмоции и угадывают. Отгадавший выходит на место ведущего.

 

Воспитатель: вы замечательные знатоки эмоций! Давайте поиграем. Я буду бросать мячик и называть эмоцию, а вы будете говорить, какой становится человек от этой эмоции. Например: эмоция обиды, и человек становится обиженный.

 

- Эмоция злость и человек (злой)

 

- Эмоция удивление и человек (удивленный)

 

- Эмоция грусть и человек (грустный)

 

- Эмоция радость и человек (радостный)

 

- Эмоция жадность и человек (жадный)

 

Воспитатель: Молодцы, давайте отдохнем и разомнемся.

 

 

 

Физкультминутка

 

То грустный, то веселый, (изображать мимикой)

 То хмурый, то смешливый (изображать мимикой)

Бывает и ребенок, (присесть)

И взрослый человек. (встать и потянуться вверх)

Мы можем огорчаться: (развести руки и изображать мимикой)

- Какой денек дождливый!

Мы можем восторгаться: (развести руки, покружиться и изображать мимикой)

- Какой красивый снег!

Когда приходят гости,

Мы хлопаем в ладоши (хлопать, прыгать на месте)

А улетают птицы -

Вздыхаем мы с тобой. (пожать плечами, вздохнуть)

 

Воспитатель: Давайте посмотрим с какими эмоциями не могут справиться наши друзья и некоторые дети. (Слайд 4)

 

Воспитатель: какая эмоция здесь показана?

 

Ответы детей: злость.

 

Воспитатель: а почему дети злятся?

 

Ответы детей: их обидели, не дали игрушку, толкнули, обозвали, у них плохое настроение…

 

Воспитатель: что делают дети, когда злятся?

 

Ответы детей: кричат, дерутся.

 

Воспитатель: а можно кричать и драться в группе? Это допустимое поведение? Оно понравится окружающим?

 

Ответы детей: нет, кричать некрасиво.

 

Воспитатель: а что нужно делать, если злишься? Прежде, чем вы ответите, посмотрите, эмоции нам прислали предметы-подсказки. Правда, они не знают, как их использовать, чтобы вести себя приемлемо (выразить свои эмоции приемлемым способом). Но может вы догадаетесь.

 

Воспитатель демонстрирует предметы – стакан и коврик.

 

Дети трогают, рассматривают предметы.

 

Воспитатель: Какой предмет можно использовать, чтобы крик не мешал окружающим?

 

Ответы детей: стакан.

 

Воспитатель: Давайте представим, что мы разозлились и покричим.

 

Дети кричат.

 

Воспитатель: Громко?

 

Ответы детей: Да!

 

Воспитатель: давайте попробуем покричать в стакан. Он называется стакан-кричалка.

 

Дети кричат в стакан.

 

Воспитатель: Стал ваш крик менее громким? Сможет подушка или стакан помочь выразить свою злость приемлемым способом?

 

Ответы детей: да.

 

Воспитатель: Отлично, давайте рассмотрим следующую эмоцию (Слайд 5)

 

Что это за эмоция, что делают дети?

 

Ответы детей: Плачут, кричат, ребенок упал.

 

Воспитатель: я вам подскажу эмоцию стихотворением.

 

Я не знаю, что со мною,

 Разве лучше быть одною?

 Всех друзей обидела,

 Плохое в них увидела.

 Посмотрите, вон у Ирки

 Не глаза, а просто дырки!

 Вовка жадный! Сашка грубый!

 Ленка супом любит хлюпать!

 Вместе мы с утра играли – 

 Не с кем поиграть сейчас.

 Нет, ребята, я не злая, -

 Злинка мне попала в глаз.

 

На картинках дети плачут от обиды.

 

Было такое, чтобы вы обижали кого-то или обижали вас?

 

Ответы детей: да.

 

Воспитатель: а что поможет сделать последствия обиды не такими печальными? Что нужно сделать, чтобы тебя простили?

 

Ответы детей: попросить прощения, помириться.

 

Воспитатель: Что поможет нам из этих предметов помириться?

 

Дети указывают на «коврик примирения».

 

Воспитатель: Правильно. Надо встать на коврик, попросить прощения и обнять друга, и все обиды забудутся. Кто хочет попробовать подружиться на этой коврике?

 

Дети встают на следы, говорят «Извини» и обнимают друг друга.

  

Подведение итогов. Рефлексия.

 

Воспитатель: Очень хорошо, ребята, давайте повторим для наших друзей, как можно проявлять свои эмоции в обществе? (Слайд 6)

 

Ответы детей: Нельзя кричать, драться, кусаться, обзывать. Можно кричать в стакан, просить прощения и мириться на коврике примирения.

 

Воспитатель: Эмоции вам очень благодарны и передают вам мандалы, чтобы, раскрашивая их, вы получали только положительные эмоции и радовались друг другу (Слайд 7). Выбирайте мандалы, кто какую хочет раскрасить. Когда у вас будут плохие эмоции: вам станет грустно или вы разозлитесь, возьмите эти волшебные мандалы и раскрасьте их, и ваше настроение улучшится. И не забывайте про наш эмоциональный этикет.

 

Воспитатель раздает мандалы.

 

Большое спасибо за занятие!