Развитие социального и эмоционального интеллекта старших дошкольников

Сегодня в своей лекции я отвечу на 3 вопроса:

1. Почему современному дошкольнику необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект?

2. Что такое социальный и эмоциональный интеллект – в чем их сходство и различие, какова структура данных категорий?

3. Как можно развивать социальный и эмоциональный интеллект дошкольника в современном детском саду.

Актуальность рассматриваемой темы определяется, во-первых, социальными преобразованиями современного российского общества, во-вторых, целевыми ориентирами ФГОС ДО, отвечающего на указанные социальные преобразования: а именно, обществу необходим социально активный гражданин и специалист, способный к эффективной коммуникации, что проявляется в акценте не на интеллектуальном, а на личностном развитии дошкольника. В ФГОС ДО это зафиксировано в формулировках принципов, задач, выделении социально-коммуникативного развития как отдельной образовательной области.

В социально-коммуникативной области ФГОС ДО развитие социального и эмоционального интеллекта даже выделяется как одна из целей развития.

По западным исследованиям, на которые в своей статье ссылается Сергей Шабанов, успешность любой деятельности лишь на 33% определяется техническими навыками, знаниями и интеллектуальными способностями, то есть IQ, и на 67% эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью, то есть EQ. Причем для руководителей (лидеров) эти цифры различаются еще сильнее — 15% и 85% соответственно. Под «успешностью» здесь понимается не только профессиональная карьера, но и успех в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении с другими людьми.

Таким образом, социальный и эмоциональный интеллект современного дошкольника определяет его успешность и в познавательной деятельности, и в сфере коммуникации.

Перейдем к анализу изучаемых категорий.

Понятие социального интеллекта является более ранним в науке. Первое упоминание данного термина встречается в работе Эдварда Торндайка в 1920 году, наряду с понятиями общего и практического интеллекта.

Под социальным интеллектом понимается способность к установлению эффективных взаимоотношений с другими людьми.

История развития данной категории в психологии сводилась к определению его места в структуре психики. В частности, согласно Айзенку, социальный интеллект является прижизненно развиваемой способностью личности, основанной на биологическом и психометрическом интеллектах. Основным практическим достижением исследования социального интеллекта стала методика его изучения Дж.Гилфорда и М.Салливен.

В структуру социального интеллекта входят 4 компонента, схожие со структурой общего интеллекта, но направленные на чувствительность и анализ социальных отношений.

Понятие эмоционального интеллекта достаточно новое. По некоторым источникам впервые об EQ как коэффициенте эмоционального интеллекта заявил в 1985 году психофизиолог Рувен Бар-Он. По другим — его ввели Джон Майер и Питер Саловей в 1990г. Однако наибольшее распространение оно получило в 1995 году благодаря книге Даниэля Гоулмана «Emotional intelligence. Why it can be more important than IQ», который обобщил и популяризировал исследования Гарвардского университета.

П. Сэловей и Д. Майер определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.

Д.Гоулман первым включил понятие «эмоциональный интеллект» в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей, чем содействовал росту популярности этого психического явления.

Д. Гоулман выделил следующие критерии эмоционального интеллекта: представленные на слайде, включающие познание своих эмоций, понимание эмоций другого человека и способность к управлению своим состоянием и социальными отношениями. Однако методических инструментов для выявления этих характеристик сам Д. Гоулман не предложил.

Более детально и результативно данная проблематика исследовалась упомянутым ранее Рувеном Бар-Оном. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Им выделено пять сфер, в каждой из которых отмечены наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха:

Таким образом, социальный интеллект включает в себя как подструктуру эмоциональный интеллект, однако в российской науке, чаще всего используется именно категория эмоционального интеллекта.

Проанализируем особенности развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников.

В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как:

- неустойчивость эмоционально – волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.

- трудности в установлении коммуникативных контактов; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

- проявление эмоциональных расстройств: нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, суетливость, частую смену настроения.

- симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, тревожность, бедность психических процессов, гиперактивность.

Дошкольник с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуется:

- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;

- способностью сознательно влиять на свои эмоции;

- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.

Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Как можно развивать эмоциональный интеллект у детей?

Развитие эмоционального интеллекта возможно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств.

Как я сказала ранее, на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию).

Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Эти характеристики должны ложиться в основу программы работы специалистов и педагогов ДОУ, направленной на развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.

Содержание программы по развитию эмоционального интеллекта старшего дошкольника отражается через сочетание трёх характеристик:

• смена направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций;

• смена эмоциональной ориентации: от эмоциональной ориентации на себя к эмоциональной ориентации на другого человека;

• учёт эмоционального состояния другого человека в решении возникающих проблем.

Программа занятий с дошкольниками включает такие приемы:

1) знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешной работы на занятии;

2) блок «разминок» и психологических упражнений, направленный на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и отреагирование эмоций, спонтанное поведение;

3) установление различного вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях с использованием игровых методов;

4) проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями;

5) использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:

1. комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.

2. оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:

- Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.

- Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.

- Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования.

- Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

- Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

- Обучающие беседы, рассказ воспитателя.

- Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.  

- Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.

- Арт-терапия – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).

- Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).

- Психолого–педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).

- Посещение комнаты психологической разгрузки.

- Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)

- Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.) в уголке социально-коммуникативного развития.

Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции способствуют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта обеспечивает успешность в трех направлениях:

1. Понимание и осознание эмоций освобождает детей от страхов и предрассудков, поэтому им легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, дети способны вести за собой, т.к. внушают людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У них много позитивной энергии благодаря эмоциональной гармонии.

Итак, анализ теоретической и практической литературы по проблеме показал, что в основе развития личности дошкольника лежит социальный и эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

 

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению эффективных отношений во взрослом и детском сообществах.