Эссе "Я педагог"

Мое эссе про открытия, которые я сделала за период работы воспитателем. Надо сказать, что к своим 35 годам я уже имела опыт работы с людьми младше меня – со студентами, и у меня уже было 2 своих ребенка (и мальчик, и девочка).

Старший сын даже закончил ходить в детский сад, и я знала особенности детского сада извне, с позиции родителя.

Но откровения, спустившиеся на меня во время работы воспитателем, глобальны для моего сознания.Они меняют меня, переворачивают мою систему мира.

Во-первых, не все дети милые. Да, пока ты далек от большого количества детей, ты думаешь о них как о забавных, веселых «ангелочках». Но близкое знакомство открывает глаза: дети бывают вредными, жестокими, не желающими заниматься и громко кричащими. Это пугает и заставляет мобилизовать все свои педагогические способности. Это учит искать подход к каждому ребенку, развивает стрессоустойчивость. И это отделяет реальность от романтического подхода к воспитанию детей. Но в оправдание детей я могу сказать, что их качества есть отражения педагогического влияния на них близких взрослых, поэтому у воспитателя есть возможности смягчить негативное воздействие на детские судьбы, скомпенсировать полученные детские травмы. И я всегда на стороне детей в процессе обучения и воспитания, мне понятны истоки того или иного поведения, я за то, чтобы взрослые были максимально деликатными с ребенком, мой принцип – «не навреди»…

Во-вторых, (и это отчасти связано с первым откровением) режим работы воспитателя и льготный педагогический стаж оправдан полностью. Работать с детьми сложно, быть в постоянном напряжении от ответственности за их здоровье и жизнь, быть в интеллектуальном поиске ответов на бесконечные вопросы «маленьких почемучек», а в начале работы с группой быть еще и в полной боевой готовности к подвохам и проверкам со стороны подопечных,- это адов труд. Но это развивает внимательность и бдительность педагога. Это научило меня, акцентируясь на развитии коммуникативной культуры детей, и самой прорабатывать свои эмоции, снимать агрессивность, повышенную раздражительность, когнитивную и эмоциональную усталость доступными мне и детям способами – «стаканом-кричалкой», «подушками-обнимашками» и раскрашиванием мандал…

В-третьих, работа воспитателя, как и преподавателя не позволяет полностью расслабиться даже после возвращения со смены домой. Мысли заняты планированием и подготовкой к завтрашнему дню, ННОД, утреннику, играм на прогулке, а также всевозможным конкурсам и конференциям. К этому я была готова благодаря прошлому опыту и даже особенно не утомлялась. Но все же я подтянула свои знания по психологии дошкольного детства и дошкольному образованию. Приоритетом в своей работе я выбрала направление социально-коммуникативного развития детей с нарушениями речи, в частности, я сосредоточилась на развитии социального интеллекта. Это направление отвечает как современным требованиям общества к развитию ребенка – к его коммуникативной компетентности, так и нормативам, продиктованным ФГОС…

Четвертое откровение касается возможностей работы в современном детском саду: современное дошкольное учреждение прогрессивно в отношении имеющегося оборудования: есть и средства для познавательного развития  - современные интерактивные доски, и для сенсорного развития – сенсорные комнаты, столы песочной терапии, для физического развития – полностью оборудованный спортивный зал. За десятилетие работы в ВУЗах я не видела такого оснащения. Насколько мне известно, конечно, не все детские сады так оснащены, и мне в моем становлении воспитателем повезло. А методологическая основа работы (ФГОС, образовательная программа ДОУ) отвечает последнему слову науки и учитывает запросы современного общества. Эти возможности дали мне мотивацию к саморазвитию и внедрению в дошкольное обучение новых методов работы, позволили более эффективно строить образовательный процесс. Позволили проявить свою креативность в формах проводимых занятий, ориентироваться на запросы родителей, активно взаимодействовать с ними (проводить индивидуальные консультации и продуктивно использовать уголок родителей)…

Последнее откровение касается самой меня. Работа в детском саду воспитателем казалась бы прогулкой вниз по карьерной лестнице после работы в ВУЗе, но я нашла себя здесь. Я удостоверилась в своей внутренней позиции педагога, учителя. Да, работа педагога – это тяжелый, ответственный труд, как это было бы ни банально. Но для себя я нашла мотивацию к такому труду и это - рост гуманизма во мне. Я как психолог по базовому образованию, всегда верила в человека, в его неограниченные возможности, в его позитивную природу. А теперь я стою у источника этой природы, я прикасаюсь к чистоте души ребенка, я вижу отражения своего прикосновения. И хочется верить, что как эффект бабочки, мое влияние будет иметь только приятные плоды в дальнейшей жизни моих воспитанников.

Здесь уместно привести слова У.Шекспира:

«Ты будешь жить на свете десять раз,

Десятикратно в детях повторенный,

И вправе будешь в свой последний час

Торжествовать над смертью покоренной».

Пусть классик имел в виду рождение собственных детей, мне хочется думать, что часть меня продолжится в моих воспитанниках - в МОИХ детях.

 

«Век живи – век учись». Данная мудрость про меня. Я как педагог постоянно расту и развиваюсь, работая в разных условиях и с разными учителями (сейчас моими учителями являются не только уважаемые коллеги, а в первую очередь, любимые дети и их внимательные и требовательные родители). Я благодарна возможности пережить отдельные моменты детства с моими воспитанниками, радость непосредственного общения, эмоциональный всплеск, который наполняет мою жизнь…