Психолого=педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях детского сада комбинированного вида

В соответствии с ФГОС инклюзивное образование предполагает:

1. изучение потребностей ребенка и определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;

Соответственно перед психологами стоит задача диагностики ребенка с ОВЗ на предмет зоны актуального и ближайшего развития. От психолога требуется владение широким спектром диагностических процедур, так как диагноз, стоящий за статусом ОВЗ может быть различным. В нашем детском саду чаще всего данным статусом обладают дети с речевыми нарушениями (ОНР, алалия) и ЗПР, недифференцированным психическим расстройством аутоподобными формами поведения.

 

2. создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Требования инклюзивного образования

Деятельность педагогов-психологов

Изучение потребностей ребенка

Определение параметров диагностики, сбор диагностических данных

Определение направлений помощи ребенку

Выбор направлений психологической коррекции, развивающих занятий

Создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка

Создание специально организованной социальной и предметной среды

Для исполнения данного условия детскому саду необходимо иметь специальное оборудование, начиная с обеспечения доступности учреждения детям с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, заканчивая методическим обеспечением проведения ННОД.

 

Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – обеспечить возможность всем детям принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

Как уже было сказано ранее, в каждом из 4 корпусов нашего детского сада имеются отдельные кабинеты для подгрупповой или индивидуальной работы, в двух корпусах имеются также специально оборудованные кабинеты для психологической разгрузки.

Однако, психолог не проводит работу исключительно в своем кабинете, чаще всего он работает непосредственно в группе, в которую ходят дети. Для этого используется мобильное оборудование, которое психологи могут переносить в группы (для цветотерапии, ЭБРУ, кинетический песок, специальные маты).

Формат психокоррекции различен – с детьми с тяжелыми формами ОВЗ начинают заниматься индивидуально, потом при желании ребенка могут подключить другого ребенка к занятиям.Чаще занятия подгрупповые. Дети обычно берутся из одной группы детского сада с общим запросом на коррекцию или развитие.

Как и везде, психологами осуществляются все направления деятельности (диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, просвещение), но основной процент времени уделяется именно коррекции.

Имеется обязательная диагностика (уровня адаптации детей к детскому саду и уровня готовности к обучению), остальные направления диагностики определяются запросами педагогов и родителей, чаще всего это оценка уровня агрессивности, развития познавательных процессов, оценка способностей детей…

В обследовании детей с ОВЗ основными методами диагностики являются психолого-педагогическое наблюдение, сбор анамнеза, изучение заключений ПМПК и нейропсихологическая диагностика. В процессе коррекции дополнительно проводят и проективные методики (РНЖ, ДДЧ, рисунок семьи)

 

По результатам диагностики составляются рекомендации педагогам и родителям. В данный момент мы переходим на такую форму работы с родителями как составление индивидуального образовательного маршрута.

Составление индивидуального образовательного маршрута – комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам (внешним – по городу, и внутренним – внутри детского сада), которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача специалиста – предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ОВЗ и помочь ей сделать выбор.

Но, как я говорила ранее, основной деятельностью психологов нашего детского сада является коррекционная и развивающая работа.

 

Нашими специалистами используются в основном методы арт-терапии, в том числе песочная арт-терапия (включающая классическую песочную терапию, работу с пескографом, занятия с кинетическим песком), цветотерапию, акватерапию, психогимнастику, психодраму и занятия в сенсорной комнате. 

Главная цель всех типов психокоррекционных направлений в нашем детском саду – обеспечение адаптации ребенка к социальному окружению, снятие зажимов и тревожности, снижение агрессивности – то есть установление максимально доверительных отношений в данном социальном окружении.

 

Использование вышеперечисленных техник позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее. Они создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. 

Эффект проводимой коррекционной работы заключается в уменьшении эмоциональной напряженности, формировании чувства личной безопасности, повышении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познавательной потребности.

В своей работе психологи руководствуются принципами доброжелательности, открытости любым формам работы, которые предлагает ребенок, отсутствия оценивания и слова «нельзя» в творчестве ребенка.

В нашем детском саду мы используем разные техники рисования на воде: аквастолы с подсветкой и технику рисования Эбру.

 

Аквастолы заполняются простой водопроводной водой, затем берутся специальные краски, не растворяющиеся в воде, произвольно наливаются в воду, затем рисунок переносится на бумагу  и….. получается то, что получается. Прелесть этого рисования состоит в том, что у каждого ребенка получается свой, неповторимый рисунок.

«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. 

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.)

 

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде, создавая тонкую пленку. 

Следующая форма психокоррекции, используемая нашими специалистами – это цветотерапия. Она преимущественно используется в группах младшего дошкольного возраста. В процессе занятий цветотерапии используются здоровьесберегающие технологии (релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета и звука на одном занятии, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.).

Для цветотерапии используется следующее оборудование: пескограф, цветная крупа разного сорта, цветные игрушки, пластмассовые коробочки для сортировки, музыкальное сопровождение.

В старшей и подготовительной группе детей с нарушениями речи активно используются приемы психодрамы.

Игры предполагают введение драматизаций, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами и приемы игры-психодрамы. Они направлены на выявление и последующее разрешение личностных и межличностных проблем каждого члена группы, на восстановление общения.

В процессе психодрамы используются приемы гештальттерапии. Наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации.

Отдельно хотелось бы охарактеризовать работу воспитателей в группах детей с нарушениями речи и в группах с детьми с ОВЗ.

В режиме дня таких групп в отличие от обычных групп имеется так называемый «логочас», в рамках которого воспитатели дополнительно к занятиям с логопедом занимаются с детьми артикуляционной гимнастикой; также весь материал для ННОД и утренников подбирается в соответствии с речевыми особенностями детей.

 

Воспитателями таких групп больше внимания уделяется областям социально-коммуникативного развития, в группах специально оборудуются логопедические уголки и уголки социально-коммуникативного развития.

В работе с детьми с ОВЗ основной задачей воспитателя является включение ребенка в социальную активность группы, обеспечение его адаптации к режиму дня, к занятиям, такие дети требуют повышенного внимания с точки зрения их безопасности и развития, что отражается в формах проведения занятий, дополнительных занятиях и играх с такими детьми. От воспитателей требуется более высокий уровень образования, повышение своей квалификации в области работы с детьми с нарушениями речи. Но имеется острая потребность в знаниях по работе с педагогической запущенностью, с детьми с ЗПР, аутичными детьми.

Опыт работы педагогов-психологов и воспитателей нашего детского сада позволяет указать на такие затруднения в области инклюзивного образования как:

1. Увеличение общего числа детей с нарушениями здоровья требует расширения штата ДОУ такими специалистами как дефектолог, специальный или клинический психолог, специалист ЛФК.

2. Отсутствие универсальной краткосрочной диагностики для детей с ОВЗ. И недостаток методик диагностики детей раннего возраста. Также не отменяется проблема соотношения диагностики к коррекции.

3. Попадание ребенка со статусом ОВЗ в дошкольное учреждение может быть поздним, то есть ребенок посещает детский сад всего 1-2 года, или часто вынужден находиться на лечении, что не позволяет осуществлять системную работу специалистов нашего учреждении.

4. Часто ребенок с ОВЗ является педагогически запущенным, из неблагополучной семьи, затрудняется сотрудничество с семьей воспитанника, рекомендации не выполняются.

При этом есть и семьи, осознающие важность помощи специалистов своему ребенку, которые числясь в детском саду не могут его посещать по причине особенностей поведения ребенка, но к специалистам детского сада ребенка приводят.

 

Таким образом, работа нашего учреждения в области инклюзивного образования находится в процессе активного развития, есть, как и недостатки, так и некоторые достижения в данной области. Мы готовы к сотрудничеству, повышению своего профессионализма, открыты обмену опытом с другими учреждениями образования.