опыт работы воспитателя в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное дошкольное образование набирает обороты и обнаруживает как перспективы, так и проблемы его внедрения в современном детском саду.

4 ноября 2016 года опыт нашего детского сада был представлен на международном семинаре в г.Усть-Каменогорске (Казахстан), где выступающими в основном были освещены вопросы высшего образования специалистов в области инклюзии, несколько участников представили ценный опыт практической реализации идеи инклюзии. В частности, мной был раскрыт вопрос психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в детском саду комбинированного вида. Однако, универсальных рецептов работы, моделей построения инклюзивного образования пока не найдено, организации реализуют собственные «эксперименты» по воспитанию и обучению детей с ОВЗ.

В данном докладе я бы хотела охарактеризовать специфику работы воспитателя в условиях инклюзивного образования.

Теоретически, инклюзивное образование предполагает:

 

1. Изучение потребностей ребенка и определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов [1].

Соответственно перед специалистами детского сада стоит задача диагностики ребенка с ОВЗ на предмет зоны актуального и ближайшего развития. От психолога, логопеда и воспитателя требуется владение широким спектром диагностических процедур, так как диагноз, стоящий за статусом ОВЗ может быть различным. В нашем детском саду чаще всего данным статусом обладают дети с речевыми нарушениями (ОНР, алалия) и ЗПР, недифференцированным психическим расстройством, аутоподобными формами поведения.

2. Создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка [1].

Для исполнения данного условия детскому саду необходимо иметь специальное оборудование, начиная с обеспечения доступности учреждения детям с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, заканчивая методическим обеспечением проведения ННОД.

Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – обеспечить возможность всем детям принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

В нашем детском саду инклюзия осуществляется в двух вариантах – это комбинированные логопедические группы, включающие в свой состав детей с нарушениями речи и детей с нормой речевого развития, второй вариант – собственно включение в группы детей со статусом ОВЗ, присвоенным ТПМПК.

Основная нагрузка в работе с данными категориями детей ложится на плечи специалистов – логопедов, педагогов-психологов, но наибольшая ответственность за социализацию, психологический комфорт от пребывания в детском саду и развитие детей лежит все же на воспитателе.

Теоретически можно выделить в работе воспитателя два основных направления взаимодействия в условиях инклюзивного образования – работу с детьми и работу с родителями.

При этом в каждом направлении намечается две задачи: следует отличать работу с родителями ребенка с нарушением речи или статусом ОВЗ и родителями здоровых детей, также различается деятельность с детьми. Появляется необходимость воспитания толерантности взрослых и детей к особенностям некоторых воспитанников детского сада – их внешнему виду, особенностям речевой и познавательной деятельности, поведенческим проявлениям.

 

Для родителей организовывается совместно со специалистами родительский клуб, оказывающий консультационную помощь в сложных ситуациях, позволяющий познакомить и объединить родителей в их домашнем воспитании «особенных» детей. Это позволяет снизить тревожность, почувствовать поддержку, получить необходимую информацию и т.д., - вывести родителей из замкнутого круга «семьи с особым ребенком». От воспитателя требуется знание психологии семейного воспитания, основы психологической поддержки семей с особым ребенком и конечно же приемов обучения и воспитания детей с различными дефектами (основы дефектологии) для передачи данной информации родителям.

Отдельно хотелось бы охарактеризовать работу воспитателей с детьми в логопедических группах и в группах с детьми с ОВЗ.

В режиме дня таких групп в отличие от обычных групп имеется так называемый «логочас», в рамках которого воспитатели дополнительно к занятиям с логопедом занимаются с детьми артикуляционной гимнастикой; также весь материал для ННОД и утренников подбирается в соответствии с речевыми особенностями детей. Это уже не открытие, а стандартная практика. Но следует обратить внимание, что речевые нарушения влекут за собой вторичные и третичные дефекты, что должен учитывать грамотный специалист.

Воспитателями таких групп больше внимания уделяется областям социально-коммуникативного развития, в группах специально оборудуются логопедические уголки и уголки социально-коммуникативного развития.

В работе же с детьми с ОВЗ основной задачей воспитателя является включение ребенка в социальную активность группы, обеспечение его адаптации к режиму дня, к занятиям, такие дети требуют повышенного внимания с точки зрения их безопасности и развития, что отражается в формах проведения занятий, дополнительных занятиях и играх с такими детьми. Это уже не так системно, как работа в логопедической группе, здесь пока воспитатели набираются опыта, ищут варианты работы. От воспитателей требуется более высокий уровень образования, повышение своей квалификации в области работы с детьми с разными категориями детей с ОВЗ. Нашими воспитателями отмечается, что имеется острая потребность в знаниях по работе с педагогической запущенностью, с детьми с ЗПР, аутичными детьми.

Опыт работы нашего детского сада позволяет указать на такие затруднения в области инклюзивного образования как:

1. Увеличение общего числа детей с нарушениями здоровья требует расширения штата ДОУ такими специалистами как дефектолог, специальный или клинический психолог, специалист ЛФК.

2. Отсутствие универсальной краткосрочной диагностики для детей с ОВЗ. И недостаток методик диагностики детей раннего возраста. Также не отменяется проблема соотношения диагностики к коррекции.

3. Попадание ребенка со статусом ОВЗ в дошкольное учреждение может быть поздним, то есть ребенок посещает детский сад всего 1-2 года, или часто вынужден находиться на лечении, что не позволяет осуществлять системную работу специалистов нашего учреждении.

4. Часто ребенок с ОВЗ является педагогически запущенным, из неблагополучной семьи, затрудняется сотрудничество с семьей воспитанника, рекомендации не выполняются. Есть родители, не принимающие особенностей своего ребенка, возможностей его развития при должном внимании с их стороны, что усложняет жизнь семьи в целом и упускается возможность более полной коррекции раннего возраста. Воспитатель в данном случае не имеет никаких полномочий и прав помощи ребенку, так как формально уход родителями осуществляется.

 

При этом есть и семьи, осознающие важность помощи специалистов своему ребенку, которые числясь в детском саду не могут его посещать по причине особенностей поведения ребенка, но к специалистам детского сада ребенка приводят.

Таким образом, работа воспитателей и специалистов нашего детского сада в области инклюзивного образования находится в процессе активного развития, есть, как и недостатки, так и некоторые достижения в данной области. Огромным подспорьем в работе является отличная материально-техническая база (наличие оборудования для песочной и аква- терапии, сенсорной комнаты, современных технологических устройств (ИКТ), облегчающих построение ННОД со всеми категориями детей), также готовность специалистов и руководства к повышению уровня образования, самообразование в области проблем инклюзии в дошкольном обучении. Однако, в целом, требуется слаженная, системная работа специалистов, педагогического состава и родителей для достижения целевых ориентиров, поставленных ФГОС ДО в области инклюзивного образования.

Наш «эксперимент» еще не завершен и о его успешности или недоработках говорить еще рано.

 

Список литературы:

 

1.    Инклюзивное образование // электронный источник: http://ds75-orel.ru/files/uploads/files/inklyuzivnoe_obrazovanie.pdf