Как вести себя в случае истерики ребенка

Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

 

Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В дошкольном возрасте ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

 

Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. 

 

Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции. 

ПРИЧИНЫ:

·     дефицит внимания со стороны взрослых;

·     малыш переутомился и устал (плохо спал ночью, часто просыпался);

·     нарушение режима дня (ребенок голоден или хочет спать);

·     малыш не может выразить словами свои чувства и желания;

·     ребенок не может получить от взрослых желаемого;

·     проявление характера;

·     физическое и психологическое состояние малыша во время или после болезни;

·     у некоторых детей возникает желание подражать взрослым и сверстникам (некоторые дети могут повторять за истеричными детьми или копировать поведение родителей);

·     потребность малыша получить эмоциональную или физическую разрядку;

·     нездоровая психологическая обстановка в семье;

·     взрослые пытаются отвлечь или оторвать ребенка от интересного для него занятия;

·     что-то не получается в игре. 


ПРИЗНАКИ

Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых. Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности.

 

В раннем дошкольном возрасте (2-3 года) малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

 

Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад.

 

Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша.

Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

 

После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям.

Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику.

Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей.

Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут.

 

Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

 

Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я». 

СТАДИИ

Существует три стадии проявления истерики у детей дошкольного возраста

 

 

Стадия

Характеристика

Стадия крика

Ребенок громко кричит, он еще ничего не требует, родители в первый момент детского крика сначала пугаются, а потом понимают, что это началась «очередная истерика». В стадию крика дошкольник может ничего не видеть и не слышать

Стадия двигательного возбуждения

Ребенок начинает все вокруг кидать, бросать. Если в момент истерики у него нет ничего под рукой, он начинает топать ногами, размахивать руками, биться об пол или об стену головой. В момент истерики он совершенно не чувствует боли

Стадия рыданий

Он начинает громко плакать, рыдать, слезы текут по щекам «ручьем», он смотрит на всех обиженным взглядом. Стадия рыдания может длиться очень долго, если во второй стадии малыша не успокоили, то потом ходить и «всхлипывать» он может часами.

Приемы, которые могут помочь родителям найти тот приём, который подходит именно их ребенку:

·         НЕ спорьте с ребенком, он вас не поймет. 

·         НЕ кричите, он вас не услышит. Это может быть как-бы подтверждением того, что крик – это правильно. Лучше спококйно объяснить что-то ребенку и дать понять, что это более достойный вид поведения в подобной ситуации.

·         Во время истерики ребенок не должен чувствовать, что он либо наказ или поощрен. Он должен осознавать, что такой вид не приемлем.

·         НЕ смущайтесь в общественных местах детских

истерик. Вы в любой ситуации должны стоять

на своем, чтобы не случилось. Ребенок не должен

чувствовать, что вы дали слабину,в противном

случае истерики на публике станут для ребенка

возможностью давления на родителей.

·         НЕ принимайте близко к сердцу те слова,

которые ребенок в порыве гнева и своего расстройства

мог наговорить родителям. Он злится не на

конкретного человека, а на саму безысходную

ситуацию, в которую он попал.

Помощь квалифицированного специалиста очень важна при детских истериках.

Стоит обратиться к детскому невропатологу если:

·     Ребенок задерживает дыхание или теряет сознание;

·     Ребенок чаще истерит  и проявляет агрессию;

·     Ребенок после 4-х лет, продолжает

закатывать истерики;

·     Ребенок наносит вред себе и окружающим

повреждает себя или других, ломает вещи;

·     Ребёнок страдает ночными кошмарами,

страхами, часто наблюдаются перепады настроения.

Если же после консультации невропатолога ребенок

окажется здоровым, можно обратиться к  семейному

психологу, истерики могут провоцировать отношения

в семье ребенка. Если не помочь ребенку на первых

парах, это может спровоцировать следующие

клинические проявления: нетерпимость к мнению

окружающих, требовательность, обидчивость,

мстительность, злость, неадекватность эмоциональных

реакций.


ТАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ

 

ШАГ 1. Предусматривайте истерику, чтобы избежать её.

Очень важно не допустить того, чтоб ребенок перестал контролировать свои эмоции и впал в истерику. Взрослым, внимательно нужно наблюдать за поведение ребенка (становится ли он раздражительней, ему что-то не нравится, ему что-то мешает) если, вы заметили изменения в поведения ребенка, которые может привести к истерики, необходимо в незамедлительном порядке отвлечь ребенка.  Можно обратить внимание ребенка на то, что его настроение ухудшилось, тогда он сам  сможет предложить  способ решения проблемы. Можно применить метод успокоения, для того чтоб предварительно успокоить ребенка, ведь малыши не в состоянии самостоятельно контролировать свои эмоции, по этому взрослый должен регулировать их. Ребенка можно успокоить и простыми ласками, объятиями, поглаживания по спине, по голове и самое основное это беседа с ребенком и выражение его переживаний в речевой форме, так как ребенку не всегда хватает словарного запаса высказать свои переживания. Эти способы помогут вам, понять, какой именно подход, актуален для вашего ребенка.

 

ШАГ 2. Придерживайтесь принципа абсолютной недопустимости истерики.

Ребенок должен знать, что истерика не приведет  к положительным последствиям. В случае истерик и нет смысла бить ребенка, успокаивать его или  кричать на него. Когда происходит всплеск эмоций ребенок из-за своего крика, не слышит вас. Лучше всего, игнорировать такое поведение ребенка, можно отвернуться от него, заниматься своими делами. Игнорирование ребенка, в такие моменты истерики, особенно если это истерика манипулятивная, - самый лучший способ борьбы с ней. Когда же ребенок успокоится, можно с ним провести беседу.

 

ШАГ 3. Отгородите ребенка от окружения.

Если истерики проявляются очень часто у ребенка, то наилучшим способом борьбы с ними будет изоляция ребенка от друзей, игрушек, телевизора и т.д. Очень хорошо, когда есть отдельное помещение, куда можно спокойно отвести ребенка. Ребенок должен понимать,

что если он будет истерить, он будет отстранен от всех видов развлечений, потому, что такой вид поведения неприемлем. В таком помещении ребенок должен находится до тех пор, пока не успокоится, если же ребенок через несколько минут после успокоения опять истерит, его нужно вернуть в «комнату успокоения».

Очень важно взрослым сохранять спокойствие и не дать ребенку избежать подобным способом каких-либо обязанностей. Ребенок должен знать, что после того как он успокоится, ему необходимо будет закончить начатое дело.

 

ШАГ 4. Наложите запрет на истерики.

Когда вы сможете подобрать  тактику поведения во время истерик вашего ребенка, очень важно придерживаться этой тактики в любом месте, где бы не произошла истерика.  Придерживайтесь правил 3 Шага, отгородите ребенка от окружения. Самое главное, это ваш ребенок, а не пристальные взгляды людей. Если ребенок позволяет себе истерить с другими людьми, воспитателями, бабушками, дедушками и др. тогда родители должны продумать тактику поведения совместно с другими взрослыми и последовательно реагировать в подобных ситуациях. Ребенку нужно разрешать общаться со взрослыми, только в том случае, когда ребенок вернулся в свое нормальное состояние и ведет себя должным образом.

 

ШАГ 5. Научите ребенка другим  допустимым способом  проявить своё неудовлетворение.

Очень важно, чтобы ребенок понял, то, что его принимают, и его переживания важны, но истерикой выражать свои переживания недопустимо. По этому, самым важным в воспитании ребенка это общение и обсуждение  приемлемых способов выражения недовольства, ведь малыши просто могут не знать других способов выражения своих эмоций. Взрослые, могут научить ребенка нескольким словам, описывающим чувства малыша: уставший, расстроенный, злой и др., а так же надо поощрять детей за использование предложенных слов. Никому не нравятся детские истерики, но это крик о помощи ребенка. Благодаря истерикам, можно извлекать уроки, можно научиться рассказывать о своих потребностях.