развиваем эмоциональный интеллект дошкольника

В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как:

·     неустойчивость эмоционально – волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.

·     трудности в установлении коммуникативных контактов; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

·     проявление эмоциональных расстройств: нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, суетливость, частую смену настроения.

·     симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, тревожность, бедность психических процессов, гиперактивность.

В связи с этим, наряду с уровнем интеллекта IQ в настоящее время все чаще проявляется интерес к показателю EQ - по-английски «emotional quality», что дословно означает «качество чувств».

 

Эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ - всего лишь на 20%.

 

Под «успехом» здесь понимается не только профессиональная карьера, но и успех в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении с другими людьми.

 

Данный термин описывает целый ряд человеческих особенностей: характер, тактичность, тонкость чувств, человечность. Характерно, что эмоциональный интеллект сегодня упоминается в одном контексте с профессиональным и личностным успехом.


Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1.     Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам  легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2.      Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3.     У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

 

Таким образом, в основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

 

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

 

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. 

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ Я);

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Дошкольник с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуется:

·     умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;

·     способностью сознательно влиять на свои эмоции;

·     умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

·     способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

·     умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

·     способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

 

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. 

Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

 

Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Зарубежные исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития этого качества. Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Это значит, что у ребенка уровень эмоционального интеллекта заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть ему равен. Но это не означает, что формирование эмоциональных способностей нецелесообразно в детском возрасте. Наоборот, существуют данные о том, что специальные обучающие программы существенно повышают уровень эмоциональной компетентности детей.



4 навыка эмоционального интеллекта

Четыре навыка эмоционального интеллекта можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая — межличностную (социальную) компетентность.

 

Самовосприятие

Единственный способ по-настоящему понять ваши эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения.

 

Управление собой

Управление собой проявляется в случае, когда вы действуете — или, напротив, воздерживаетесь от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения (при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации).

 

Социальная восприимчивость

Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение являются двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости. Нам следует дожидаться хода другого собеседника и перестать думать заранее о том, что мы скажем в ответ на очередную его реплику.

 

Управление отношениями

Чем слабее ваша связь с кем-либо, тем сложнее вам донести до него свою мысль. Если вы хотите, чтобы люди слушали вас, вам нужно практиковаться в управлении отношениями и находить преимущества в каждой связи, даже не самой очевидной.


Как можно развивать эмоциональный интеллект у детей?

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта:

- можно работать с ним напрямую,

- а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств.

 

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию).

 

Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Программа занятий  с дошкольниками построена на следующих принципах:

 

1) знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешной работы на занятии;

2) блок «разминок» и психологических упражнений, направленный на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и отреагирование эмоций, спонтанное поведение;

3) установление различного вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях с использованием игровых методов;

4) проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями;

5) использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.



В целом, при групповой работе с детьми рекомендуется сочетать разнообразные методы:

1. Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации;

2. Различные виды дискуссий, игр, элементы психодрамы;

3. Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;

4. Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучения приемам саморегуляции.

 

Используются такие методические средства, как:

·     ролевые игры;

·     психогимнастические игры;

·     коммуникативные игры;

·     игры и задания, направленные на развитие произвольности;

·     игры, направленные на развитие воображения;

·     релаксационные методы;

·     использование эмоционально-символических методов.

 

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

·     комфортная организация режимных моментов;

·     оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);

·     игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);

·     арттерапия  (рисование, ритмопластика, танец);

·     занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

·     психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

·     телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;

·     задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;

·     использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);