Что делать с агрессией ребенка

При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

 

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 

Эти нарушения психологи делят на две больших группы:

  •  неправильное воспитание и
  •  отклонения в работе нервной системы.

 

Бывает, и то и другое не дает возможности ребенку стремительно развиваться и делать успехи в развитии.

 

Чаще всего взрослые, которые заметили подозрительные, на их взгляд, отклонения в поведении своего малыша, пытаются «исправлять» их своими методами: агрессией, криками, всевозможными ограничениями. И делают огромную, порой непоправимую ошибку, чем только усугубляют ситуацию: ребенок становится все более замкнутым, агрессивным (в ответ на агрессию к нему) или, наоборот, угнетенным, никому не верящим загнанным зверьком.

 

А ведь для взрослых очень важно знать особенности нервной системы ребенка, которая соответствует его полу и возрасту. Вооруженные этими знаниями, родители наверняка будут делать меньше ошибок в воспитании дошкольника и отношении к нему.

 

В некоторых случаях работы родителей будет недостаточно: поведение и здоровье ребенка могут требовать помощи специалиста, квалифицированного психолога или невропатолога. От того, насколько быстро взрослые начнут работать с ребенком и уделять ему внимание, зависит успешность их помощи. Вот главные особенности поведения детей до школы.

ПОЧЕМУ ДОШКОЛЬНИКИ ПРОЯВЛЯЮТ АГРЕССИЮ?

Маленькие дети бывают очень агрессивными. Они часто доводят взрослых до слез, но не из злого умысла, а потому, что нервная система ребенка очень хрупкая и еще не сформировалась. То, что взрослому кажется обычным делом и о чем он забывает через минуту, маленький ребенок переживает очень болезненно. Его реакцией на эту боль может быть агрессивное поведение.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в какой-то конкретной ситуации. Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть, в каких ситуациях, т.е. когда и зачем дети ведут себя агрессивно. 

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующие:

  •  Привлечение к себе внимания (например, мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки,  начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
  •  Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство. Заметив, что у партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»;
  •  Защита и месть (В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
  •  Стремление быть главным (Например,  после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
  •  Стремление получить желанный предмет (Чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения дошкольника наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства или как инструмент  для достижения определённой цели. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. 


В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.

 

Психологические особенности детей, склонных к агрессии

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей.

В то же время некоторые из них проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется:

  1.  во-первых в частоте агрессивных действий (в течение часа  наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного); 
  2.  во-вторых, в преобладании прямой физической агрессии;
  3. в-третьих, в наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.

В соответствии с этими признаками  можно выделить группу дошкольников   с повышенной агрессивностью. Обычно агрессивные дошкольники составляют от 15 до 30 % от общего числа членов группы.  

 Сравнение показателей психического развития у агрессивных и не агрессивных дошкольников показало, что по большинству из них агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников.

 1. Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно,  среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако что некоторые агрессивные дети могут организовать интересную игру. Поэтому низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

 2. У агрессивных детей более существенные расхождения между их собственной самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт  может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо  переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств.

3. Способ выхода из конфликтной ситуации и отношение ребёнка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображённых на картинках (например, кто-то берёт чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает  игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребёнка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. Показательно, что интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети  приписывают изображённым персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить».

4. Реальное взаимодействие детей.  В проблемных ситуациях («Раскрась картинку», «Мозаика», «Ателье») агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнёра, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (будь то карандаши, игрушки или конфеты). 

 

Эти данные позволяют предположить, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к другим людям, прежде всего к сверстникам.

Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

 

Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети  в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения, и при этом  проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам).

 

Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

 

Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.

Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:

  • в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;
  • в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
  • в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнёра.

Всё это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. 

КАКОЙ БЫВАЕТ АГРЕССИЯ МАЛЕНЬКОГО ДОШКОЛЬНИКА?

 

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы.

В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию.

Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. 


Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю; посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один», и даже оскорбления и унижения другого.)

 

Традиционными «детскими» формами  вербальной агрессии являются дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора»; «Жир-трест»). 

Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные  физические действия.

 

В дошкольном возрасте это могут быть:

  • разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);
  • уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца);
  • непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

КАК БОРОТЬСЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИЕЙ РЕБЕНКА?

 

Взрослые часто не знают, что делать с ребенком, проявляющим агрессию. Они могут отшлепать его в ответ или накричать. Но эти методы воспитания могут не только не помочь, но даже усугубить ситуацию. Лучше всего показать ребенка психологу, чтобы понять, как действовать.

 

Если психолог считает, что нездоровых отклонений в поведении маленького дошкольника нет, то нужно обязательно каждый раз давать понять ребенку, что вы недовольны его поведением и что он ведет себя неправильно.

 

Такая тактика поведения папы и мамы в конечном счете даст свои плоды, и ребенок постепенно перестанет бояться, а значит, проявлять агрессию.

 

В том, как вы себя ведете с ребенком, должно быть по крайней мере три принципа:

  1. постоянство,
  2. регулярность и
  3. справедливость к нему.

Если вы выбрали определенную линию поведения, следуйте ей, чтобы ребенок постепенно привыкал к тому, что с его стороны правильно, а что – нет.

 

В проявлении реакции на агрессивность дошкольника можно следовать технике контраста. То есть к ребенку, который позволил себе агрессивную выходку, нужно проявить осуждение, а его жертву окружить вниманием и заботой. Ребенок четко увидеть, что его агрессивное поведение приносит ему только вред, а объекту агрессии – пользу.

 

Если ребенок направляет агрессию на вещи, нужно заставить его убрать результаты разгрома и ни в коем случае не убирать их папе или маме. Это будет полезная практика для дошкольника. Правда, в большинстве случаев вы не добьетесь от ребенка согласия убрать в комнате: он будет еще больше капризничать и откажется сотрудничать. Тут очень важно обосновать, почему взрослый хочет, чтобы ребенок убрал за собой. «Ты умный и сильный мальчик (умная и сильная девочка), поэтому сможет отвечать за свои поступки

 

За то, что ребенок уберет, нужно поощрить его добрыми словами. Как минимум – сказать спасибо за то, что сын или дочь настолько ответственны.

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ДОШКОЛЬНИКА?

 

Родители не могут заранее предусмотреть, когда дошкольник захочет проявить вербальную агрессию. Поэтому они должны действовать уже по факту: когда дошкольник на кого-то накричал, кого-то обозвал, впал в истерику.

 

Эта реакция взрослых может быть разной. Можно проигнорировать обидные фразы ребенка, но показать, что общаться с ним неприятно – эдакий мини-бойкот.

 

Но важнее всего понять, почему ребенок в такой форме общается с вами.

 

Может быть, за его эмоциями стоит реальная обида и реальный проступок со стороны взрослых. И ребенок просто не знает, как высказать свою обиду, кроме как ругательствами и криком.

 

А может быть, ребенку хочется за что-то обидеть самого взрослого, манипулировать им, показать свое превосходство, показать презрительное отношение.

 

Когда взрослый реагирует на агрессивное отношение дошкольника, важно понимать, что страх папы или мамы перед ребенком только подхлестнет его, заставит в следующий раз проявить себя еще более жестко. Поэтому ответом взрослых на агрессию дошкольника должна быть реакция, показывающая ребенку, что такими способами он своей цели не добьется.

 

Поэтому взрослый должен дать понять ребенку, что существуют другие методы проявления своей реакции на обиды, гнев или страх.

 

Как бороться с агрессией дошкольника? На этот вопрос родители могут ответить с помощью психолога.

 

Но главные черты, которые должны проявить взрослые в этой ситуации, это терпение и твердость.